АСЭ + АЛТА ± Шкода-ЯМ = ?

Спор президентов Чехии и России по поводу размещения элементов американской системы ПРО в Чешской Республике заслонил в общественном сознании ряд существенных соглашений, которые были подписаны во время государственного визита Вацлава Клауса в Москву.

Фигурантом трёх из этих соглашений является брненская компания "АЛТА", руководит которой выпускник Киевского государственного университета Владимир Плашил.

Первый меморандум касается увеличения поставок оборудования для нижнетагильского "Уралвагонзавода" и расширения действующего контракта объёмом 300 миллионов евро до 1 миллиарда евро. Во втором документе речь идёт о заводе по производству биоэтанола для Омской области. Наконец, третий прямо касается интересов атомщиков - на территории Чехии появится СП "АЛТА" и российского "Атомстройэкспорта".

Создающееся совместное предприятие будет действовать в области инжиниринга, производства оборудования и организации финансирования проектов. Подписи под "атомным" меморандумом поставили президент ЗАО "Атомстройэкспорт" Сергей Шматко и президент АО "АЛТА" Владимир Плашил.

В пресс-релизе, подготовленном пресс-службой АСЭ, в качестве главных целей создания СП называется координация деятельности чешских производителей оборудования, ресурсное обеспечение российской программы развития атомной энергетики и оказание помощи в обеспечении заказами и консолидации активов чешского машиностроения.

Согласно меморандуму, новое совместное предприятие будет заниматься также продвижением российских технологий ВВЭР в Центральной и Восточной Европе, где существует высокий потенциал роста рынка сооружения АЭС, и способствовать развитию российско-чешского сотрудничества в области атомной энергетики.

По словам Владимира Плашила, СП будет создано до конца этого года. Пока окончательно не определена конфигурация нового предприятия. "Предполагается, что в состав СП войдут как существующие компании, так и вновь создаваемые, - отметил Владимир Плашил. - Участие конкретных предприятий в деятельности СП будет определяться владельцами этих компаний".

Естественно, в первую очередь общее внимание будет приковано к ситуации с заводом "Шкода-Ядерное машиностроение", принадлежащему холдингу ОМЗ. Это предприятие обладает технологиями и опытом, которые позволяют ему работать в области атомных проектов. Достаточно вспомнить тендер на строительство двухблочной болгарской АЭС "Белене", на который "Шкода-ЯМ" выходила независимо от АСЭ, вступив в кооперацию с принадлежащей японцам американской компанией "Вестингауз".

Однако ясности по поводу участия завода "Шкода-ЯМ" в чешско-российском СП пока нет ни в Москве, ни в Праге. Понятно, что завод будет участвовать в реализации как российской программы развития атомной энергетике, так и в совместных проектах на рынках третьих стран, но сама конфигурация этого участия пока остаётся непрозрачной.

Отношения между "Шкодой-ЯМ" и российскими атомщиками в последние годы претерпевают метаморфозу от непримиримого соперничества до осторожного сотрудничества. После жёсткого столкновения на беленском тендере чехи и россияне приступили к прощупыванию точек для будущего взаимодействия. Не исключено, что достройка второй очереди АЭС "Моховце" в Словакии может оказаться первым совместным проектом "Шкоды", АСЭ и "АЛТА".

В середине апреля, выступая на пресс-конференции в Праге, генеральный директор "Шкода-ЯМ" Мирослав Фиала заявил, что не исключает участия завода в тендере на строительство "Моховце-3" и "Моховце-4". При этом Фиала не отрицал сотрудничества с АСЭ в словацком проекте.

"Наша генеральная стратегия сегодня состоит в том, чтобы исключить конкуренцию между поставщиками российской технологии по производству реакторов ВВЭР и добиться уже в ближайшее время формирования единого, опытного и компетентного поставщика российских АЭС на мировой рынок", - комментирует, в свою очередь, Сергей Шматко.

Стоит напомнить, что, помимо "Атомстройэкспорта", интерес к техническим возможностям предприятий "Шкоды-ЯМ" проявляет и её нынешний владелец ОМЗ. Так, заместитель генерального директора ОМЗ Юрий Архипов выразил в конце 2006 года надежду в неофициальном разговоре на то, что чешская компания сможет регулярно получать от России заказы на производство "одного-двух корпусов реакторов в год" - конечно, при условии, что развитие атомной энергетики в Российской Федерации будет реализовано "так, как это было заявлено".

Перед СП, согласно тексту меморандума, будут стоять и другие задачи, в том числе "интеграция российского и европейского опыта, включая адаптацию российских технологий к западным нормам и требованиям, создание европейского центра по подготовке персонала для атомной отрасли, разработку схем и механизмов в области проектного финансирования". В этом смысле компания "АЛТА" будет надёжным партнёром АСЭ.

Член правления "АЛТА" Бронислав Шимек на встрече с российскими журналистами в середине апреля рассказал о планах компании по созданию инновационного центра. Более того, "АЛТА" уже давно освоила механизмы масштабного финансирования проектов на рынках стран СНГ за счёт европейских ресурсов, в первую очередь - в сотрудничестве с Чешским экспортным банком.

Первым таким проектом была модернизация завода "БелАЗ", а "свежий" меморандум о модернизации "Уралвагонзавода", крупнейшем в истории России обновлении машиностроительного предприятия - подтверждение того, что "АЛТА" реально способна привлекать крупные ресурсы и имеет достаточный кредитный рейтинг и доверие европейских банков.

Справка AtomInfo.Ru

Компания "АЛТА" была учреждена в 1991 году в качестве общества с ограниченной ответственностью и уставным капиталом в 140 тысяч чешских крон. В 1994 году преобразована в акционерное общество. В 1999 году произошло слияние с дочерней компанией АО "АЛТА-Турбо". Размер уставного капитала постепенно вырос до 200 миллионов крон, а размер собственного капитала в настоящее время составляет не менее 300 миллионов крон.

"АЛТА" со времени своего основания занимается коммерческими сделками со странами Центральной и Восточной Европы. В первые годы в коммерческой сфере преобладали классические экспортно-импортные операции и бартерные сделки. В настоящее время коммерческая сфера предоставляет полный комплекс коммерческих, финансовых и инжиниринговых услуг, что позволяет компании держаться на высоком конкурентоспособном уровне.

Акционерное общество "АЛТА" является активным членом Чешского атомного форума, Чешского ядерного общества и других чешских и международных организаций. "АЛТА" принимает активное участие в общественной жизни и старается способствовать развитию гуманитарных начинаний, общественных и культурных связей как на уровне уставного города Брно, так и на уровне Южно-Моравского края и Чешской Республики.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru, Михаил Сторожевой

ДАТА: 02.05.2007

Темы: АЭС, Восточная Европа, Чехия, Атомстройэкспорт, Шкода-ЯМ


Rambler's Top100