В 2015 году уже не будет стоять вопрос, за сколько Латвия сможет купить не хватающей ей электроэнергии. Вопрос будет в том, где и у кого ее купить за любые деньги. Таким видят наше с вами энергетическое будущее в "Латвэнерго"...
Все что можно было в энергетике сделать, надо было делать вчера
Три сценария, один другого хуже
Какой мощности энергетические станции нам нужно строить и где, на какие источники электроэнергии ориентироваться - все это до сих пор является предметом дискуссии. Очередная состоялась по инициативе минэкономики с участием министра Юрия Стродса.
Для того чтобы дискуссия не утонула в прожектерстве, директор департамента энергетики минэкономики Угис Сарма обрисовал три сценария развития электроэнергетики, причем в основу всех их был положен прогрессирующий дефицит электроэнергии. Сейчас он составляет 80%, в 2010 году будет уже двукратным, а к 2020-му дефицит будет в 2,5 раза больше производимой сейчас электроэнергии.
Первый сценарий - "малоценный" (zemo cenu).
Он предусматривает строительство новой ТЭЦ, работающей на газе. Она покроет половину дефицита, другую часть недостающей энергии придется импортировать. Цена на энергию возрастет немного, "только" в 1,8 раза. Самими авторами сценарий признается "малоценным", поскольку увеличивает выбросы двуокиси углерода, а это нехорошо с точки зрения ЕС и не снижает зависимость от восточного поставщика как газа, так и электричества. ТЭЦ можно построить к 2018 году, но если начать уже сегодня.
Второй сценарий - "зеленый".
Хотя он скорее радужный. Он предполагает покрытие 50% дефицита за счет сжигания биогаза, получаемого из биомассы. 25% покроет ТЭЦ, работающая на газе. 5% - ветряки. Остальное придется докупать. ЕС будет доволен чистотой атмосферы и использованием возобновляемых источников энергии. Правда, цена на электроэнергию возрастет в 2,1 раза.
Третий сценарий - "уравновешенный".
В нем предусмотрено все - и сжигание биогаза, и ветряки, и новая ТЭЦ на газе, и покрывающая треть дефицита ТЭЦ, работающая на угле, а также покрывающая половину дефицита атомная станция. Цена энергии вырастет в 1,8 раза, но выброс двуокиси углерода возрастет в 2,3 раза. За это Евросоюз по головке не погладит, очевидно, придется платить штрафы. Третий сценарий пока не совсем ясен, поскольку неизвестно, будет ли Латвия участвовать в проекте строительства новой литовской АЭС. Ответ на этот вопрос латвийская рабочая группа энергетиков даст только 15 мая. Но вне зависимости от принятого ими решения нужно строить свои станции. Причем "уже вчера...".
Во всем виновато наше соседство
Есть и четвертый сценарий - ничего не предпринимать. Но тогда весь объем дефицита электричества придется покрывать за счет импорта. Сколько это будет стоить - неясно. И, как прогнозируют в "Латвэнерго", неясно также, кто нам электричество продаст. Поскольку мы находимся в таком регионе Европы, где повсюду наблюдается дефицит - от Петербурга до Белоруссии, а также за морем. А с закрытием Игналины в 2009 году дефицит взрывоподобно увеличится. Даже если мы наступим на горло своей песне и попросим продать электроэнергию восточного соседа, то у него нет сетей, способных доставить нам потребное количество мегаватт. И сосед о тех сетях пока не думает.
"Вот если бы мы заключили долгосрочный договор с "Газпромом", то могли бы уже начать строить новый энергоблок на Рижской ТЭЦ-2, однако неясности с поставками газа сделать это в настоящее время не позволяют", - грустно пояснил председатель правления "Латвэнерго" Карлис Микельсон.
Участвующие в дискуссии ученые тоже с грустью посетовали на то, что сейчас с опозданием приходится обсуждать вопрос о вложениях в энергетику сотен миллионов латов, в то время как латвийская наука, если бы получила в свое время несколько миллионов, уже нашла бы приемлемое решение. Причем, как принято в науке, подойдя к его поиску "с другой стороны".
У нас 80% "дырявых" зданий, с них и надо начинать. У нас совершенно неразумное потребление электричества - заменив все старые лампочки на современные, можно сразу же сэкономить 15% импортируемой электроэнергии. У нас проектируются поселки индивидуальных домов с таким расчетным потреблением электричества, чтобы трансформаторы выдержали включение всех кинозалов, всех саун и садовой подсветки в 25-градусный мороз... Не отсюда ли и прогнозы будущего дефицита? Еще 15% экономии могут дать энергосберегающие технологии на производствах и на транспорте, а также рациональное использование отходов. Ветряки, даже если мы установим их, как в Германии, 18 000 штук, нас не спасут. Поскольку они все одновременно могут встать, случись погожий безветренный денек. На сжигание древесной щепы тоже надежды мало: ее и так уже всю гонят в Скандинавию, где за нее хорошо платят. А делают это потому, что богатые скандинавские правительства приплачивают из госбюджета своим энергетикам за сжигание наших щепок...
Свой неожиданный сценарий предложило самоуправление Вентспилса. Его представитель встал и, следуя министерской терминологии, предложил вариант, который можно назвать "спасайся как можешь". Богатый Вентспилс намерен построить свою TЭЦ на каменном угле и тем самым надолго закрыть тему для города и района.
А что делать небогатым? Внимательно прослушавший дискуссию министр экономики печально заметил, что решения он так и не услыхал. Сказал, что надо подождать предложений рабочей группы. Что ж, подождем 15 мая, хотя напомним: что-то делать надо было уже вчера.
ИСТОЧНИК: Час, Виктор Степанович
ДАТА: 28.03.2007
Темы: АЭС, Восточная Европа, Латвия