На переговорах по КНДР возникла неожиданная техническая проблема

На шестисторонних переговорах в Пекине в третий, заключительный, день шестого раунда в среду сложилась ситуация, которую, пожалуй, никто из участников не мог и предположить. Высокопоставленные дипломаты России, США, КНДР, Республики Корея, Китая и Японии практически весь день просто ждали, вернутся ли с северокорейских счетов те $25 миллионов, которые были разморожены в одном из банков Макао (самоуправляемый район на юге Китая). Без этого перейти к обсуждению ядерной проблемы оказалось невозможно.

Вечером в среду делегации разъехались из официальной резиденции "Дяоюйтай" в Пекине по своим гостиницам, согласившись продолжить встречи этого раунда еще день-два.

Полтора года назад счета были арестованы под давлением со стороны Вашингтона по подозрению в причастности их владельцев к отмыванию денег и распространению фальшивых 100-долларовых купюр. Эксперты не смогли найти подтверждений этих подозрений, и КНДР настояла, чтобы сперва вернули деньги, а затем можно было бы обсуждать свертывание ее ядерной программы.

На открытии нынешнего раунда переговоров, ведущихся с августа 2003 года, глава американской делегации Кристофер Хилл заявил, что санкции сняты. Вместе с тем власти США запретили американским финансовым институтам какие-либо связи с банком BDA, где хранились деньги Северной Кореи. Предполагалось, что эти средства будут переправлены в Банк Китая (Bank of China), но он отказался быть посредником в возвращении денег, которые американцы посчитали "нечистыми".

Ситуацию, отвечая на вопросы РИА Новости, прояснил в беседе с журналистами глава российской делегации Александр Лосюков.

"С банком BDA уже американские банки работать не будут. Если говорить о переводе денег через банки в другой стране, то тогда у них возникнет законный вопрос: не будут ли санкции распространяться и на них", - сказал заместитель главы МИД РФ. По его мнению, Банк Китая поэтому и отказался участвовать в переводе северокорейских миллионов.

Как отметил один из южнокорейских дипломатов, получается, что участникам диалога в Пекине "и не до смеха, и выходить из себя нет смысла".

Но проблема не только в сложностях денежных переводов. Замороженных счетов было около 50, причем значительная часть из них, по сообщения южнокорейской печати, была оформлена на уже умершего бывшего генерального директора влиятельной в КНДР внешнеторговой компании "Чогван" Пак Ча Бена, а также вернувшегося из Макао в Пхеньян бывшего руководителя этой компании Хан Мен Чхоля.

Власти Макао распорядились, что средства со счетов BDA будут возвращены, но только согласно инструкциям их владельцев. То есть, если есть заявитель, он получит деньги, а если заявителя нет, что средства останутся на счете.

Как сообщил журналистам после сегодняшних ожиданий и двусторонних контактов помощник госсекретаря США Кристофер Хилл, Северная Корея должна теперь составлять и направлять от имени владельцев вкладов многочисленные факсы в финансовые учреждения.

Поэтому, как подчеркивают участники переговоров, возникла "техническая проблема", которую все пытаются решить, но мало кто представляет, как именно. Видимо, улаживать ситуацию придется организатору переговоров Китаю, поскольку США сказали, что это уже не их проблема.

"Может быть, за это время удастся найти какое-то решение финансового вопроса", - сказал журналистам Александр Лосюков.

По словам замглавы МИД РФ, он вынужден в четверг улететь в Москву для участия в мероприятиях, связанных с визитом в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао. Российская делегация в Пекине остается, ее будет возглавлять посол по особым поручениями Владимир Рахманин.

Глава делегации КНДР, заместитель министра иностранных дел Ким Ге Гван также планировал 22 марта улететь в Пхеньян. Однако, как сообщил Лосюков, северокорейский дипломат все-таки останется в Пекине для продолжения переговоров.

Остается на какое-то время и Кристофер Хилл. По его словам, американская делегация не покинет пока Пекин, поскольку Китай заверил участников, что ему удастся урегулировать каким-то образом проблему с северокорейскими счетами.

При этом Хилл выразил надежду на то, что "шестерка" сможет уложиться в сроки 60-дневного плана начальных мер по ядерному разоружению Пхеньяна. На прошлом раунде 13 февраля участники переговоров договорились, что КНДР за это время остановит и опечатает реактор в Йонбене под международным контролем взамен на предоставление ей энергетической помощи и нормализацию отношений с США и Японией. Сейчас необходимо уже поговорить о том, что делать после завершения этого этапа и как перейти к выведению из строя имеющихся у КНДР ядерных мощностей, отметил он.

Нынешний ядерный кризис на Корейском полуострове - уже второй по счету. В 1994 году во время президентства в США Билла Клинтона Вашингтон и Пхеньян уже договаривались о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство на территории КНДР международным консорциумом АЭС на двух легководных реакторах, которые трудно использовать для производства оружейного плутония.

Строительство предполагалось закончить в 2003 году, и до ввода в строй первого реактора американцы должны были поставлять в КНДР мазут для тепловых электростанций. Параллельно Пхеньян и Вашингтон вели переговоры о нормализации двусторонних отношений. Но сроки строительства АЭС в КНДР оказались сорванными, и ничего, кроме бетонного фундамента, Пхеньян не получил.

С приходом администрации Джорджа Буша американо-северокорейские отношения вернулись к "нулю", поставки мазута и возведение реакторов прекращены, а с началом войны в Ираке КНДР тайно занялась разработкой ядерного оружия.

Со времени военного конфликта 1950-1953 годов КНДР и США формально находятся в состоянии войны, поскольку вместо договора о мире ими было подписано лишь соглашение о перемирии. До сих пор Соединенные Штаты отказывались даже обсуждать идею замены соглашения, сохраняя на юге полуострова свыше 30 тысяч военнослужащих под предлогом "угрозы с севера". За их присутствие Южная Корея выплачивает американцам $800-900 миллионов ежегодно.

ИСТОЧНИК: РИА Новости, Иван Захарченко

ДАТА: 22.03.2007

Темы: КНДР


Rambler's Top100