Мы публикуем текст интервью руководителя атомного ведомства Индии доктора Анила Какодкара, данное 2 марта 2007 года газете "Hindu".
Какая судьба ожидает в будущем Центр атомных исследований имени Хоми Баба (BARC)?
BARC - двигатель индийских атомных технологий. В будущем этот центр будет во многом завязан на работы по использованию тория как ядерного топлива. Следующим шагом станет разработка технологий высокотемпературных реакторов ВТГР, с помощью которых мы сможем получать не только электричество, но и водород. Ещё одно направление работ - хранение, транспортировка и использование водорода. Мы говорим также и о роли ускорителей элементарных частиц.
Вы имеете в виду системы, управляемые с помощью ускорителей?
Да, было создано немало подобных технологий. Ускорители могут быть вовлечены в процесс производства энергии, в том числе, и через системы, управляемые с их помощью.
Есть и другие направления работ. В ОЯТ содержится немалое количество радиоактивных продуктов, таких как цезий. Это важный элемент для использования в радиационной обработке, он намного превосходит цезий.
Может ли цезий использоваться для облучения пряностей, картофеля и лука, чтобы увеличить срок годности этих продуктов и дольше сохранять их качество?
Мы создали полный набор цезиевых технологий для радиационной обработки.
Если вернуться к задачам BARC, то он может также выступать как прародитель неядерных высоких технологий - микроэлектронные системы, высокоточное машиностроение и даже футуристические нанотехнологии.
Когда Индия приступит к строительству ториевого реактора AHWR? В Вашу бытность директором BARC, Вы опубликовали статью в 1999 году, в которой Вы доказывали - Индия должна ускорить работы над ториевыми реакторами…
Верно.
В 2003 году Вы сказали, что строительство AHWR начнётся в 2004 году. Сейчас на календаре уже 2007 год…
Я знаю.
Но строительство ториевого реактора так и не было начато. А ведь Вы обещали, что это случится в 2004 году.
Недавно было завершено рассмотрение и рецензирование этого проекта. Документация находится сейчас в службе атомнадзора (AERB) на этапе предлицензионного анализа. Я надеюсь, что этот этап уже завершён. Идёт подготовка проектной документации, и мы хотели бы начать работы по строительству реактора AHWR в этом году.
В качестве площадки для размещения AHWR выбрана АЭС "Тарапур"?
Мы пока ещё не финализировали выбор площадки.
Как прошёл физпуск блока "Кайга-3" 26 февраля 2007 года?
Просто отлично.
Говорят, что начало строительства блоков с новым реактором PHWR-700 затягивается по тем причинам, что у Индии не хватает природного урана.
Да, это так. Но мы достигли определённого прогресса в развитии уран-добывающей отрасли страны. Скоро мы откроем новые рудники.
Где они будут расположены?
Готов к открытию рудник в Бандурунге (недалеко от Джадугуды). Поблизости от него практически завершено сооружение ГОК в Турамдихе. Мы получили экологическую лицензию на новый рудник в Тумалапалле (штат Андра Прадеш), а также разрешение на геологоразведочные работы на уран в Гоги (штат Карнатака).
Начал ли рудник в Бандурунге выдавать продукцию?
Горняки достигли залежей урановой руды. Как только ГОК в Турамдихе войдёт в строй, начнётся собственно добыча урана. Строительство ГОК завершено, сейчас комбинат находится на этапе наладки оборудования.
Но Вам не удалось договориться с правительством штата Мегалайя о начале работ по добыче урана в этом штате?
На самом деле, и в этом штате наблюдается определённый прогресс. Весь процесс требует времени.
Кстати, мы уже приступили к предварительным работам по строительству блоков с реакторами PHWR-700 на АЭС "Раватбхатта" и "Какрапар".
Теперь о политике. В сентябре 2006 года Вы сказали, что Индия не позволит, чтобы действующий в стране добровольный односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний превратился бы в двухстороннее обязательство в рамках соглашения с Соединёнными Штатами. Однако представители США заявили своим индийским партнёрам по переговорам, что не только ядерное испытание, но и любой иной поступок Индии, "угрожающий высшим национальным интересам США", приведёт к разрыву индо-американского ядерного сотрудничества.
Наша позиция не претерпела изменений. Премьер-министр Индии чётко изложил перед парламентом причины нашей озабоченности. Конечно, в настоящее время мы подходим к переговорам в позитивной манере. Но мы хотим видеть ясные гарантии для защиты наших интересов, в свете нашей обеспокоенности. На этой основе мы и будем вести все переговоры.
Но что, если Соединённые Штаты продолжат настаивать на том, чтобы Индия не проводила в будущем ядерных испытаний под угрозой разрыва сотрудничества в атомной сфере?
Мы не хотим превращать наш односторонний и добровольный мораторий на проведение ядерных испытаний в двустороннее юридически обязывающее соглашение. Мы просто не можем сделать этого. Наша позиция неизменна - наш мораторий односторонен и доброволен.
США утверждают, что будут поставлять в Индию только одну "дополнительную" топливную загрузку вместо согласованных ранее поставок урана на весь срок службы АЭС.
Всё, что я хочу сказать - мартовский (2006 год) план по разделению индийской ядерной программы на военный и гражданский сектора включает в себя пункт о создании запасов топлива на весь срок службы тех реакторов, которые встанут под гарантии МАГАТЭ. Нам нужно сделать всё для того, чтобы наше соглашение "123" с американцами было составлено в предельно ясной манере, а наши интересы были бы при этом не ущемлены.
В каком состоянии сейчас находятся переговоры Индии и США по заключению соглашения "123"?
Мы передали американцам черновой вариант соглашения.
ИСТОЧНИК: Перевод AtomInfo.Ru
ДАТА: 20.03.2007
Темы: АЭС, Азия, Индия, Торий, Уран