Ядерный ренессанс - взгляд американского энергетика

Мы публикуем сокращённый вариант выступления Энтони Ф. Ирли-младшего (Anthony F. Earley Jr.), председателя и исполнительного директора американской энергокомпании "DTE Energy" в экономическом клубе Детройта 12 февраля 2007 года.

Пять лет тому назад я говорил в экономическом клубе Детройта о фундаментальных изменениях, происходящих в энергетической отрасли… Но мои тогдашние комментарии по поводу атомной энергетики были краткими и разочаровывающими. Я предсказывал, что, хотя большинство из действующих в США атомных станций смогут получить лицензию на продление их эксплуатации, новых реакторов в Соединённых Штатах строиться не будет.

Сегодня я хочу признать, что глубоко ошибался. Несмотря на все негативные явления в нашей экономике, штат Мичиган и остальные регионы Соединённых Штатов будут нуждаться в дополнительных источниках энергии… в очень большом количестве дополнительной энергии. Конечно же, экологически чистая атомная энергетика должна стать важной частью общего энергобаланса.

Я рад сообщить, что компания "DTE Energy" приступила к работе по подготовке заявки на лицензию для строительства нового энергоблока на нашей действующей АЭС "Enrico Fermi". Это первый шаг к расширению использования чистого, надёжного и реалистичного источника энергии XXI века. Мы создадим тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест для жителей штата Мичиган. Но, несмотря на весь энтузиазм, позвольте мне быть до конца честным - мы пока ещё не приняли окончательного решения о том, что новый энергоблок должен быть построен. Начиная долгий и сложный процесс лицензирования, мы всего лишь сохраняем для себя потенциальную возможность строить новые реакторы в будущем.

Для выдачи лицензии потребуется 4-5 лет, а на строительство блока уйдёт ещё 5-6 лет. Понимая это, мы должны стартовать весь процесс немедленно, если мы хотим говорить о возможном пуске нового реактора в следующем десятилетии. Нам следует также поторопиться, если мы намерены воспользоваться привлекательными, но ограниченными по срокам действия предложениями, включёнными в закон об энергетической политике от 2005 года.

Североамериканский совет по энергонадёжности предупреждает, что потребности США в электричестве растут в три раза быстрее, чем вводятся новые генерирующие мощности. По некоторым прогнозам, к 2030 году продажи электроэнергии в стране увеличатся на 45%. Даже если мы говорим о сохранении нынешних пропорций в энергобалансе Соединённых Штатов, нам потребуется ввести в строй 50 реакторов, 93 ветряных ферм с тысячами ветряных установок на каждой, 279 газовых станций и 261 угольную станцию. Это очень большая программа действий.

В штате Мичиган к 2015 году появится необходимость в новой станции, работающей в базовом режиме, а вскоре после этого штату придётся задуматься и о других новых станциях.

Каким образом мы сможем удовлетворить наши растущие потребности? В ближайшие месяцы вы услышите немало разговоров об энергоэффективности, возобновляемых источниках энергии и новых технологиях. Да, мы нуждаемся во всём этом. Но если мы будем честны перед собой, то мы обязаны сказать - это лишь некая часть общего решения проблемы, по крайней мере, в обозримом будущем. Нам никогда не удастся обеспечить работу авто- или сталелитейных заводов при помощи ветряков или солнечных батарей. Нет, для этого мы нуждаемся в больших атомных или угольных станциях.

Именно об этом я хотел бы поговорить сегодня - о возрождении атомной энергетики и о той жизненно важной роли, которую она могла бы сыграть в обеспечении будущего как штата Мичиган, так и всей страны.

Для меня не составляет труда признаваться в ошибочности моих прогнозов пятилетней давности, потому что я очень рад за атомную энергетику. Моя карьера атомщика началась 36 лет назад в качестве офицера подводного флота. После демобилизации я работал в крупной юридической фирме, где занимался вопросами лицензирования АЭС. В 1994 году я был связан с компанией "Detroit Edison". Те времена были для атомщиков очень непростыми из-за огромных финансовых рисков, связанных с лицензированием, строительством и эксплуатацией АЭС. Я был готов биться об заклад, что в стране не появятся новые реакторы. Я ошибался. Сегодня анонсированы планы по сооружению 32 новых атомных энергоблоков, и только на этапе планирования генерирующие компании потратили уже более 1,5 миллиардов долларов.

Так что же изменилось?

Прежде всего, Соединённым Штатам срочно требуются новые мощности, работающие в базовом режиме. Если мы не начнём строить их сейчас, то энергетический кризис наподобие калифорнийского покажется нам детской шалостью.

Свою роль сыграла и нестабильность цен на газ, а также ограниченные возможности его поставок. В начале 90-ых годов газ был дёшев, и газовые станции относились к сектору инвестиций с малыми рисками. Федеральная политика поощряла активное строительство газовых станций, но в то же время сдерживала поиск и разработку газовых месторождений в регионах из-за "экологической чувствительности" этого предмета. Так как никто не отменял закон о соответствии спроса и предложения, то цены на газ в конечном итоге устремились ввысь. По состоянию на сегодня, газовая энергетика становится неэффективной.

Ещё одним важным аргументом в пользу атома стала растущая обеспокоенность в связи с изменением климата. С новыми свидетельствами, говорящими о негативном влиянии выбросов парниковых газов, атомная энергетика становится привлекательной альтернативой, так как АЭС не способствуют усугублению парникового эффекта.

Отличные показатели, продемонстрированные на действующих 103 американских энергетических реакторах, стали ещё одним поводом для возвращения к мирному атому. Наши станции работают на рекордных или близких к рекордным уровнях безопасности за последние шесть лет, и мы можем испытывать уверенность в атомной энергетике. Она доказала, что является чистой, безопасной и реальной - и всё это нам удалось сделать на парке реакторов, построенных в 60-70-ые годы.

Регулирующий орган (NRC) сертифицировал новые стандартизованные проекты атомных блоков для сооружения на территории США. Блоки нового поколения будут проще, безопаснее и экономичнее своих предшественников, а некоторые из них получат референцию за рубежом.

Таким образом, атомная энергетика получает всё большую и большую поддержку как у общества, так и у отдельных организаций. Кто бы мог подумать, что сооснователь "Гринпис" превратится в адвоката мирного атома?! Патрик Мур сегодня согласен с тем, что АЭС должны стать частью будущего американского энергетического ландшафта.

Результаты опросов общественного мнения показывают, что 7 из 10 американцев поддерживают сейчас использование атомной энергии для генерации электричества. Атомные станции ассоциируются у людей с чистым воздухом, надёжностью, эффективностью и энергонезависимостью.

Что даёт нам атомная энергетика? Во-первых, дешёвую электроэнергию безопасным и надёжным путём. Во-вторых, стабильную энергетику, не зависящую от колебаний цен на газ. В-третьих, минимальное негативное влияние на экосферу.

Надёжность, чистота, реалистичность - три кита мирного атома. Другие отрасли энергетики обладают одним или двумя пунктами из этого списка, но только атомные станции могут похвастаться полным набором!

Перед США более не стоит вопрос, надо ли строить АЭС. Ответ на него есть, и этот ответ положительный. Так что же сдерживает развитие атомной энергетики в наши дни?

Я уже упоминал о моём персональном опыте - выбор площадок, получение разрешений и лицензий всегда были длительным и дорогостоящим процессом. От начала до конца - от подачи заявки до ввода в эксплуатацию - пройдёт не менее десятилетия, а совокупный размер затрат составит порядка 3 миллиардов долларов на каждый блок.

К счастью, федеральный закон от 2005 года установил ряд интересных условий, которые позволят упростить лицензирование и снизить финансовые риски. Однако на уровне отдельных штатов, атомщики по-прежнему сталкиваются с препятствиями. Какая компания согласится вложить 3 миллиарда долларов без каких-либо гарантий на то, что ей удастся возместить свои потери?

Ещё один предмет для размышлений - стратегия обращения с ОЯТ. Конгресс США назвал гору Юкка местом для создания долгосрочного хранилища отработавшего топлива после десятилетий научных исследований и анализов. Потребители атомной энергии в США выплатили в общей сложности 28 миллиардов долларов на цели финансирования данного проекта. Однако штат Невада находится в постоянной оппозиции проекту, и конгресс истратил большую часть собранных средств на нужды балансировки федерального бюджета. Дебаты о судьбе ОЯТ продолжаются, а между тем, ежегодно в Соединённых Штатах производится 2000 тонн отработавшего топлива в дополнение к уже размещённым во временных хранилищах 50000 тоннам. Временное хранение экономически неэффективно, но оно хотя бы полностью безопасно.

На нашем блоке "Enrico Fermi-2", отработавшее топливо собирается в бассейне выдержки, чья проектная вместимость будет исчерпана к 2010 году. Мы построим сухое хранилище, подобное двум хранилищам, уже действующим на других АЭС в штате Мичиган. ОЯТ в них может безопасно содержаться в течение десятилетий.

Но нам нужно задуматься о решении на перспективу. Планы министерства энергетики по открытию долгосрочного хранилища в горе Юкка к 2020 году оказались под вопросом после того, как сенатор Гарри Рейд от штата Невада - давний и непримиримый оппонент этого проекта - был избран на пост лидера сенатского большинства. Нам нужно искать другие варианты. На самом деле, ядерное топливо, содержащееся в ОЯТ, имеет большую практическую ценность, и было бы неразумно просто захоранивать его. Политические проблемы вокруг горы Юкка могут дать нам возможность для пересмотра всей политики США в области ядерного топлива.

Не следует забывать, что споры вокруг отработавшего топлива носят, прежде всего, политический характер и не связаны с безопасностью. Использованное топливо может на протяжении десятилетий безопасно выдерживаться в бассейнах, а затем переводиться в сухие хранилища. Но мы не можем стартовать программу по строительству нового поколения АЭС, не дождавшись завершения этих бесконечных политических дебатов.

Тема моего выступления сегодня - возрождение атомной энергетики. Но я должен напомнить, что АЭС - не панацея. Нет такого единственного источника энергии, который мог бы и должен бы удовлетворять все наши нужды. Правильный подход - это формирование и поддержание баланса различных видов энергоисточников.

В штате Мичиган 27% электричества генерируется на четырёх реакторах. Вклад угля составляет 58%, а природный газ обеспечивает 11% генерации. Легко убедиться, что, несмотря на все разговоры о глобальном потеплении, угольные ТЭЦ останутся рабочей лошадкой американской экономики, по крайней мере, в этом веке. Следовательно, от нас требуется работать над созданием новых технологий, которые позволят сделать угольные станции экологически чище. Нам нельзя забывать и о развитии альтернативных источников электроэнергии. Наконец, мы должны помогать потребителям эффективнее расходовать электричество…

Ядерный ренессанс начинается сегодня в самых разных уголках нашего мира. Сейчас на нашей планете эксплуатируется 442 ядерных реактора (по последним данным - 435) и ведётся сооружение 29 новых блоков (по последним данным - 30) в 12 странах - но ни один из них не строится на территории США.

Во Франции большая часть электроэнергии производится на АЭС. Китай и Индия говорят об амбициозных планах по увеличению в разы своих атомных парков. Россия намеревается построить 40 новых блоков к 2030 году… Здесь, в Мичигане, мы имеем возможность принять участие в первых шагах по атомному возрождению Америки, которое позволит нам получать экологически чистую электроэнергию и создавать тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Но для этого, власти штата Мичиган должны устранить барьеры в системе регулирующих органов. Если это произойдёт, то компания "DTE Energy" даёт слово - мы будем готовы развивать атомную энергетику как часть нашего энергетического портфолио XXI века.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 17.03.2007

Темы: АЭС, США, ОЯТ


Rambler's Top100