Ядерные музеи мира

С любезного разрешения авторского коллектива, сайт AtomInfo.Ru публикует текст издания "Ядерные музеи мира", выпущенного в Обнинске в 2005 году.

О сохранении и передаче ядерных знаний

Важность проблемы сохранения и передачи ядерных знаний, подготовка новой генерации специалистов для АЭС, НИИ, КБ и особенно преподавателей вузов сегодня осознана во многих странах. Разработаны и реализуются специальные программы. Сегодня такая программа в России отсутствует.

Вопрос о создании на базе Первой в мире АЭС Государственного музея атомной энергетики России многократно обсуждался, но пока не находит продвижения.

Состояние архивов исторических документов вызывает тревогу. Толчок, который дал в начале 90-х годов Л.Д. Рябев, затухает.

Важной составляющей работы по сохранению и передаче ядерных знаний являются видеозаписи людей, посвятивших свою жизнь ядерным технологиям. Тоже можно сказать о старых киносъемках, фотографиях.

Понимая важность проблемы, небольшие группы и отдельные энтузиасты пытаются сделать хотя бы малые шаги. Но эти усилия пока не объединены единой методологией и целью.

Ядерные музеи мира

1. http://www.b-reactor.org

Музей создан на базе первого из трех промышленных реакторов, построенных в Хэнфорде в обстановке наивысшей секретности, для наработки плутония. На нем был получен плутоний для бомбы, сброшенной на Нагасаки (9 августа 1945).

Музей создан специальным биллем Конгресса США под лозунгом: "Сохранить память о героической работе, выполненной в 1943-45г.г." Сохранены в исходном виде основные помещения, столы и стулья, пульт управления, трубопроводы, арматура, приборы. А от нашей "Аннушки" не осталось ничего.

Исторические рассекреченные документы, фото, диаграммы, карты, схемы. Хорошо иллюстрированные статьи (буклеты, слайд-шоу), видео продукция с подробным описанием конструкции, систем контроля, управления, безопасности. Выразительно название одного из документов: "Ядерная икона". В фондах музея более 30 видео интервью с ветеранами реактора. Данные по годовой наработке плутония и его потерям. Фото галерея - несколько десятков художественных фотографий природы. Специальный раздел - культурные и исторические ресурсы Хэнфорда и его окрестностей. Первые следы человека - 10,000лет назад.

В хронологии основных событий 1945г. указаны: высадка десанта на Филиппины, бомбежка Дрездена, освобождение армией США Бонна, Франкфурта. Уже не отменить, что Берлин капитулировал 30 апреля 1945, ну а перед кем - можно и промолчать.

2. http://www.csi.ad.jp/ABOMB/

Музейный мемориал в Хиросиме. Ставится цель - дать объективную информацию о первом применении ядерного оружия против мирного населения. "Это никогда не должно повториться". На конец 1945г. количество погибших составило около 140,000 человек. За период 1946-51 годы их число увеличилось еще на 60,000 человек. Графики смертности по годам.

Обгоревшие, расплавленные предметы и вещи (черепица крыши, посуда, настенные часы, детские коляски, статуэтка каменного Будды с расплавленным лицом, выжженный ядерным огнем на камне силуэт сгоревшего человека). Страшные фото сгоревших детей. Рассказы очевидцев и детей, которым тогда было 5-6 лет. Размышления многих десятков людей. Выразительные символы, памятники, скульптуры, образы.

Результаты опроса американских студентов. Do you think that the dropping of the A-bombs on Hiroshima and Nagasaki was necessary? Yes - 39 % No- 61 %

http://www.csi.ad.jp/ABOMB/related.html Большая подборка ссылок по теме Хиросима.

http://www.dannen.com/decision/index.html Копии исторических документов, связанных с принятием решения нанести ядерный удар по Японии.

3. http://www.atomicmuseum.com/

Национальный музей ядерной науки и истории, Альбукерк (США).

Mission - The mission of the National Atomic Museum is to serve as America's resource for nuclear history and science. The Museum presents exhibits and quality educational programs that convey the diversity of individuals and events that shape the historical and technical context of the nuclear age.

Альбукерк - смесь многих американских культур, которым посвящены отдельные залы музея. Сегодня этот музей - грандиозная учебная "мастерская", призванная дать знания, в первую очередь педагогам и школьникам, о ядерных технологиях (и не только).

Масса макетов, интересные, постоянно меняющиеся экспозиции: Пионеры науки, Излучение вокруг нас, Манхэттенский проект, Холодная война, Ядерная медицина, Возобновляемые источники энергии, Обработка пищевых продуктов излучением. Прикладная физика, химия, биологии. "Капсула" атомной культуры.

Широкий выбор предложений воскресных и летних лагерей науки - отдых, совмещенный с тематической учебы для детей всех возрастов или отдельной семьи.

Например: Роботы. История, принципы, области использования. Сделай робота своими руками, что бы убрать дом. СТАНДАРТЫ NM: Наука, Математика, Общественные Науки, Языковое Искусство

История США после бомбы. СТАНДАРТЫ NM: Общественные Науки, Изящные Искусства

Принципы полета. Как из бумаги сделать самолет, который можно запустить дальше всех, как сделать самым быстрый самолет? СТАНДАРТЫ NM: Наука, Математика.

Энергия. Виды энергии, собери сам разные электрические цепи. Как работает батарейка, генератор?

Огромный выбор обучающих ресурсов, как для учителей, так и для учащихся. В киосках масса книг, электронных учебников, научной-популярной видео продукции.

4. http://www.inl.gov/history/

Музей на базе первого быстрого реактора EBR-1, где впервые было получено значимое количество ядерного электричества (гирлянда электрических лампочек). Через Интернет доступно проспект музея, несколько фото, видео клип. Здесь же большая (21 Мб) книга Leonard J. Koch - одного из "отцов" быстрых реакторов об установке EBR-2. На ней впервые замкнут топливный цикл. Переработано около 35 тысяч твэлов (400 топливных сборок).

5. http://www.atomicheritage.org/

Некоммерческий фонд - "Атомное наследство"

Основан в 2002 году. Цель - сохранять исторические ресурсы по темам: "Манхэттенский проект", "Начало атомной эры". Приоритеты: видеозаписи рассказов ветеранов, новые образовательные программы, документальные и научно-популярные фильмы. Создается исторический Парк Манхэттенского проекта. Фонд действует в рамках закона, подписанного Президентом Бушем (PL 108-340). Ставится цель - всесторонне "взвесить" наследство Манхэттенского проекта. Его научные, технические, политические, общественные и этические аспекты.

"Манхэттенский проект - грандиозное предприятие военного времени, пример величайших достижений, организованных человеческого усилий десятков тысяч людей, смелости, готовности к риску. Это пример "Американского Пути" ..."

Создание атомной бомбы - одно из наиболее значимых разработок двадцатого столетия, обеспечившее мировое лидерство американской науки и техники. Цель - сохранить наиболее значимые помещения, оборудование и другие артефакты, которые изменяли курс мировой истории.

Люди Лос Аламоса останавливали бульдозеры, но у них не было фондов для работ по сохранению. Сегодня Конгресс выделил $30 миллионов под программу "Ядерные Сокровища Америки".

Историческое Общество Лос Аламоса купило за $50,000 дом J. Robert Oppenheimer. Свой вклад вносит промышленность.

6. http://www.atomicarchive.com/

Атомный архив. Одна из лучших коллекций электронных ядерных ресурсов. Разделы:

http://www.atomicarchive.com/Portal/index.shtml

Здесь одна из лучших подборок ссылок на ресурсы Сети по перечисленным темам.

7. http://www-outreach.phy.cam.ac.uk/camphy/museum/tour.htm

Музей имени Генри Кавендиша в Кембриджском университете. Физик и химик Г. Кавендиш (1731-1810г.г.) выделил (1766г.) в чистом виде углекислый газ и водород, установил состав воздуха как смесь азота и кислорода. Получил окислы азота и кислорода. Получил окислы азота. Сжиганием водорода получил (1784 г.) воду, определив соотношение объемов взаимодействующих в этой реакции газов. Он рассчитал отклонения световых лучей, обусловленные массой Солнца, за 200 лет до Эйнштейна. Он ничуть не заботился ни о публикации своих работ, ни о признании его ученым миром.

Даже имея возможность смотреть музей только через Интернет, поражает и даже потрясает, прекрасно иллюстрированная "песня" о достижениях науки в 19 и 20 веках. Фотографии великих ученых, приборы и установки, которые они сделали своими руками.

Хронометр Джеймс Клерк Максвелла, Лейденская банка, электрометр Томсона, приборы и счетчики "ранней" физики, первооткрыватель электрона Дж. Томсон,, работы П.Л. Капицы в области сверхнизких температур, исследования электронной структуры металлов, планетарная модель атома Эрнеста Розерфорда, первая электростатическая машина и ускоритель, первый электронный микроскоп, первые шаги радиоастрономии и многое, многое другое.

8. http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/2004-08/28/content_369569.htm

Несколько залов в военном Музее посвящены успехам ядерной энергетики Китайской Народной Революции.

Очень похоже, что на долгие годы мы остаемся один на один с собственными российскими проблемами, и их понимание и решение вряд ли может быть заимствовано из-за рубежа.

ИСТОЧНИК: Ядерные музеи мира

ДАТА: 03.03.2007

Темы: История


Rambler's Top100