Кольская капитуляция

Международные "экологические" структуры препятствуют развитию российской атомной энергетики

Несбывшиеся надежды

Похоже, первый в России частно-государственный проект развития атомной энергетики бесславно завершился. Вторую очередь Кольской атомной электростанции, призванную обеспечивать энергией запроектированный в Мурманской области алюминиевый гигант, строить не будут. И грандиозный "алюминиевый проект" также сдается в архив.

В мурманской прессе известие интерпретировалось по-разному. Одни местные журналисты объясняли одновременный крах двух проектов нежеланием компании СУАЛ вкладывать средства в климатически неблагоприятный регион. Другие намекали на несогласие между СУАЛом и "Русским алюминием" - несмотря на то, что не далее как 17 января два концерна уже окончательно объявили о слиянии. Третьи считали срыв проекта исключительной заслугой местных радетелей за окружающую среду из организаций под названиям "Природа и молодежь" и "Экозащита!" (восклицательный знак в названии, очевидно, позаимствован у международных экорадикалов из "Earth First!").

Несомненным было лишь то, что для руководства Мурманской области и самой Кольской АЭС объявление проекта нерентабельным было тяжким ударом. От руководства концерна "Росэнергоатом" здесь ждали ускорения проекта. И было за что: на станции только что ввели первый в своем роде комплекс по утилизации жидких радиоактивных отходов. КолАЭС вроде бы приобретала репутацию самой "опрятной" из всех атомных объектов России. Ведущая энергетическая компания Норвегии заявила о намерении строить ЛЭП, соединяющую КолАЭС со своими потребителями. В самом деле, для европейского соседа, закупающего 80% энергии за рубежом, вторая очередь КолАЭС представляла неоценимое экономическое преимущество. Как, впрочем, и для России, на федеральном уровне стремящейся строить особые отношения с европейскими странами, не подписавшими Европейскую энергохартию. Крупнейшей из таких стран Европы является как раз Норвегия.

В городке атомщиков Полярные Зори новые проекты ожидались как манна небесная. Строительство двух новых промышленных гигантов открывало области возможность удержать профессиональные кадры и трудоустроить жителей целого ряда закрывающихся поселков, некогда построенных для семей офицеров Северного флота.

С тем же нетерпением ясности ожидали и жители Соснового Бора - города, построенного для персонала Ленинградской АЭС. Росатом обнадежил горожан двух энергогородов инициативой создания "рабочей группы по решению социальных и экологических проблем", которая, как было объявлено, поможет преодолеть разногласия между атомщиками и их ретивыми оппонентами из природозащитных организаций.

Однако после пресс-конференция главы "Росэнергоатома" Сергея Обозова стало ясно, что этим ожиданиям сбыться не суждено. Выступая перед журналистами, Обозов намекнул на некий альтернативный проект, предложенный "Русалом", и вполне - в отличие от проекта СУАЛа - окупаемом. Лишь из скупых строк малотиражной "Экономики и времени" можно было понять, что речь идет о "замене" второй очереди КолАЭС на проект по строительству передвижных атомных станций, призванных обслуживать разработку Штокмановского газового месторождения на арктическом шельфе.

И снова "Беллуна"

Экологисты, пугавшие население перспективой превращения региона в "радиоактивную свалку", объявили себя победителями в споре с атомщиками. Ведь незадолго до этого для популяризации своих "радиоактивных фобий" они мобилизовали не только слоняющуюся без дела мурманскую молодежь, но даже детей. На специально созванном "зелеными" мероприятии под титулом "Радиация глазами школьников" атомщики были вынуждены оправдываться перед безусыми знатоками в ученических униформами, на удивление бойко, словно участники викторины "Что? Где? Когда?", оперировавшими фактами и цифрами про неведомые им криптон и тритий, о которых им еще не успели рассказать на уроке химии. Учителей этого предмета, как выяснилось, с лихвой заменяли экозащитные "гуру" с учеными степенями, представившиеся консультантами того же движения "Природа и молодежь".

Глава "Природы и молодежи" Виталий Серветник нравоучительно сообщил местной прессе о стойкости, проявленной школярами. "Даже несмотря на то, что представитель КолАЭС призвала школьников вступать в Детскую ядерную академию, сулила бесплатные поездки в Москву и бюджетные места в вузах, школьники предпочли участие в зеленых движениях", - гордо сообщил предводитель мурманских экологистов.

Впрочем, о школьном "приговоре" атомной энергетике общественности не суждено было узнать без благоволения местной печатной, а в особенности сетевой прессы. Если пользоваться стандартными методиками "упоминаемости" в вычислениях политического рейтинга, введенными в оборот с легкой руки "Независимой газеты", то можно усомниться в том, что главой Мурманской области является Юрий Евдокимов, а не Виталий Серветник из "Природы и молодежи" или Игорь Кудрик из организации "Беллона" (филиал норвежской "Беллуны", с которой связан один из самых громких в России "шпионских скандалов" 90-х годов).

"Как сообщили "Беллоне" представители "Экозащиты"", "Как ответили "Беллоне" представители КолАЭС"... Читая мурманскую прессу, можно подумать, что международная антиядерная организация, поведавшая всему человечеству о точном расположении и характеристиках ядерных подлодок Северного флота РФ, располагает статусом некоего третейского судьи, неформального "авторитета в законе", которому вынуждены, сминая шапку в руке, в пояс кланяться незадачливые мужички из областной администрации и атомграда Полярные Зори.

Всё решают СМИ?

В ноябре прошлого года Мурманскую область посетили коллеги из украинского Северодонецка, где единомышленники российских атомщиков из НПО "Импульс" рассчитывали на приложение своих научных разработок. Рассчитывали напрасно: если проект новой очереди КолАЭС и реализуется, то произойдет это неизвестно когда. Впрочем, как сам "Импульс", так и специалисты из Полярных Зорь могут найти себя в более благоприятных климатических условиях Донеччины, Харькiвщины и даже Волыни.

18 ноября прошлого года киевская газета "Зеркало недели" провела дискуссию объемом на целую полосу формата А2. О перспективах украинской атомной отрасли свои мнения высказывали исключительно специалисты: ни одного "экозащитника" редакция не подпустила на пушечный выстрел. Уже в первых строках авторы подчеркивали, что шок, вызванный Чернобылем, уходит в прошлое, и не только на Украине: "Все большее число европейцев, американцев, японцев, еще недавно до смерти напуганных катастрофами на атомных станциях, уже голосуют за дальнейшее расширение программ строительства АЭС в своих странах..."

Специалисты, высказавшиеся на страницах самого авторитетного из всех украинских изданий, тоже употребляли цифры - а может, манипулировали ими. Так или иначе, из выкладок замминистра энергетики (и бывшего главы Укрэнергоатома) Юрия Недашковского получалось, что на просторах Незалежной больше всего сторонников развития атомной энергетики именно в тех областях, где эта отрасль продолжает бесперебойно работать - пусть и в куда более стесненных финансовых условиях, чем российские собратья. Как ни удивительно, ни один из специалистов не счел нужным расшаркаться перед экологическими авторитетами из Евросоюза или местными политиканами - несмотря на то, что на Украине Партия зеленых куда более известна, чем в России, и даже однажды занимала третье место на выборах в Верховную Раду. Напротив, атомщики с гордостью сообщали о том, что принятая в марте прошлого года (в разгар политического кризиса!) программа развития атомной энергетики "заставила Европу ахнуть".

Возможно, благодаря этому украинская атомная отрасль выжила и по-прежнему вырабатывает больше половины электроэнергии республики - показатель, о котором России остается только мечтать.

Мурманский губернатор, взглянув на дизайн "Зеркала недели", мог бы сгореть от зависти. Ничего подобного в его распоряжении нет. А множество СМИ, вдалбливающих мурманчанам якобы непреложные истины от "Беллоны"-"Беллуны", кормятся от западных источников, "согревающих" их столь же регулярно, как Гольфстрим Мурманскую гавань.

Между тем, реабилитация ядерной энергетики на самом Западе - не за горами. Страх перед российскими ядерными объектами в ближайшее время может смениться вполне деловым любопытством, а хлопотливая "Беллуна" - потерять свою опорную базу в Норвегии. Не вечны и наведенные страхи. Как известно, навязчивый страх за свое здоровье вообще не органичен здоровому юношескому возрасту. Выйдя из-за школьной парты, нынешние птенцы мурманских экологистов легко переоценят собственные взгляды, когда оценят труд своих отцов, вложенный в города, порты и трассы.

ИСТОЧНИК: Аналитический интернет-журнал РПМонитор, Константин Черемных

ДАТА: 27.02.2007

Темы: АЭС, Россия, Кольская АЭС


Rambler's Top100