О перспективах отечественной атомной отрасли и о том, что она может предложить мировому сообществу
Современная мировая атомная энергетика переживает второе рождение. Атомный ренессанс обещает в ближайшие 20-30 лет, как минимум удвоить установленную мощность мировых АЭС, задействовав при этом практически все доступные по цене запасы урана. А потенциальный ввод в серийное производство реакторов-размножителей на плутонии и/или тории сделает мирный атом неистощимым на многие сотни лет вперед, заодно существенно снизив остроту проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
Готова ли Россия к атомному возрождению?
Середнячок высшей лиги
В 2004 году Минатом России ("Росатом") располагал 10 АЭС с 31 энергоблоком установленной мощностью 23,2 ГВт, на долю которых приходилось 16,5% общей выработки электроэнергии в стране. На мировом уровне такие показатели соответствуют, пользуясь спортивной терминологией, положению крепкого середнячка высшей лиги. Для сравнения, в Соединенных Штатах сегодня действует 104 энергоблока, во Франции - 59, а в Японии - 55. В затылок россиянам дышит бывшая братская Республика Украина (15 блоков), и даже Индия и Китай всерьез намерены за 20-30 лет догнать и перегнать нынешние достижения основоположника атомной энергетики.
Относительная скромность атомных успехов России кроется в слишком большом перерыве между запуском первой опытной АЭС и началом ввода в строй энергетических реакторов. Российское атомное машиностроение может выпускать в год не более одного корпуса для реакторов ВВЭР ("Ижорские заводы"); именно это обстоятельство в свое время привело к появлению на свет печально известной концепции бескорпусных реакторов РБМК, "отметившихся" в чернобыльской аварии.
Непростая ситуация в нашей стране складывалась и с ураном. На всей территории СССР масштабные геологоразведочные работы на этот стратегический материал были начаты только в апреле 1944 года специальным постановлением Государственного комитета обороны, и, как легко догадаться, в первую очередь добываемый материал уходил на удовлетворение нужд оборонного комплекса. Дефицит урана в Советском Союзе был преодолен только в 60-е годы, однако значительную часть в урановом балансе составлял импорт из Чехословакии и ГДР.
Распад СССР добавил дополнительной остроты проблеме сырьевого обеспечения атомной отрасли. Большинство из созданных в советское время урановых рудников и найденных месторождений оказались за рубежом - в первую очередь в Казахстане и на Украине. России достался только порядком истощенный Стрельцовский урановорудный район (Читинская область) с остаточными запасами в 150 тысяч тонн урана, находящегося в бедных рудах (среднее содержание - 0,16%). Производительность действующего в этом районе Приаргунского ПГХО не превышает сегодня трех тысяч тонн урана в год, в то время как ежегодная потребность России в природном уране с учетом экспорта достигает 20 тысяч тонн.
Как показала практика последних лет, долгие годы газовой паузы создали для российского атомного комплекса дополнительные проблемы, связанные с потерей квалифицированных кадров и утратой культуры производства. В РСФСР по линии Минэнерго на строительстве атомных станций было занято до 70 тысяч человек, в том числе 55 тысяч рабочих. Кроме этого, дополнительные 20% к общей численности занятых на сооружении АЭС давали военные строители, контингенты исправительных учреждений МВД и кадры стран СЭВ. На сегодняшний день строительно-монтажный потенциал на площадках российских АЭС уменьшился более чем на порядок - до 5 тысяч человек.
Подобные кадровые и организационные проблемы стоят и перед предприятиями атомного машиностроения России. По словам вице-президента "Атомстройэкспорта" Евгения Решетникова, 10-12 лет полного отсутствия атомных заказов привели к потере квалификации многими российскими производителями. Более того, в постсоветское время подверглись необоснованным изменениям многие отраслевые стандарты, что не преминуло сказаться на качестве оборудования, поставляемого на АЭС.
Самые большие трудности ожидают российский атом впереди. Срок службы существующих атомных блоков ограничен 30 годами, хотя и может быть увеличен в ходе комплекса дорогостоящих организационно-технических мер до 45 лет. Бесконечное продление эксплуатации АЭС, к сожалению, не представляется возможным из-за накапливающихся эффектов от воздействия радиационного излучения на конструкционные материалы блоков. В ближайшее десятилетие отрасль может лишиться 5-6 ГВт установленной мощности, что при отсутствии компенсации отодвинет Россию в мировом табеле о рангах до уровня Украины. Если не предпринимать никаких мер, то к 2025 году вклад АЭС в энергобаланс России сократится до 5%, и огромный технологический потенциал ядерной державы окажется незадействованным.
Планов громадье
В разработанной Минатомом России в 2000 году "Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине XXI века" с тревогой отмечалось, что доля газа в топливно-энергетическом балансе страны превысила пределы допустимого уровня энергетической безопасности. "При общей доле газовой составляющей в электроэнергетике порядка 65% в Европейской части она достигает 73% и более", - указывается в документе.
Впрочем, Кремль довольно долго оставался глухим к тревогам и сомнениям атомщиков, чему в немалой степени способствовала и определенная инертность и инфантильность тогдашнего руководства Минатома, допустившего в конце концов утрату министерского статуса и преобразование в федеральное агентство ("Росатом"). Но перемены назревали, и в конце 2005 года атомное ведомство возглавил известный политик Сергей Кириенко.
Новая команда "эффективных управленцев", появившаяся на Ордынке вслед за Кириенко, поставила задачу как минимум гарантировать не снижение доли АЭС в выработке электроэнергии в России. Что до задачи-максимум, публично одобренной президентом Владимиром Путиным, то она заключается в повышении доли атомной генерации до 23-25% к 2030 году. Если перевести вышесказанное на язык конкретики, то России предстоит, начиная со следующего десятилетия, вводить в год 2-4 ГВт новых атомных энергоблоков.
По словам Анны Беловой, новой советницы руководителя "Росатома", до 2011 года будут завершены работы на 2-3 советских долгостроях, что даст дополнительные 2-3 ГВт установленной мощности. Начиная с 2012 года ежегодно в эксплуатацию будут сдаваться 2 ГВт атомных блоков нового серийного проекта "АЭС-2006" ("ВВЭР-1000+"), начало строительству которых будет положено в 2007 году. В 2015-м и 2019 году логика "Росатома" предусматривает две "вилки" с возможностью увеличения темпов сдачи блоков до 3 и 4 ГВт в год соответственно.
Решение проблемы с должным обеспечением российских АЭС природным ураном связано, по мнению реформаторов, с Эльконским ураново-рудным районом в Южной Якутии. По рассекреченным в этом году оценкам, якутская земля хранит 350 тысяч тонн урана, добыча которого представляется экономически целесообразной. Правда, освоение нового района и продолжение геологоразведочных работ на уран потребуют порядка 100 миллиардов вложений. Дополнительные поставки урана могут также осуществляться с совместно разрабатываемых урановых рудниках на территории Казахстана и, возможно, Украины и Узбекистана.
Помимо внутренних задач российский атом способен принести немалые доходы в государственную казну и укрепить геополитическое влияние России путем строительства АЭС за рубежом. В ближайшие 30 лет в мире может появиться 300-600 ГВт новых атомных энергоблоков, причем половина из них может быть вынесена на международные тендеры. Предполагая, что Россия способна одержать победу в каждом пятом тендере, легко оценить общий объем потенциальных заказов для россиян - 30-60 ГВт, или 45-90 млрд долларов.
Атомный сюрприз или реальный проект?
Озвученные командой Кириенко и одобренные на самом высоком уровне цифры грядущих побед вызвали у атомщиков России не только вполне естественный душевный подъем, но и чувство тревоги - не останутся ли обещанные золотые горы только на бумаге? Каким именно образом "Росатом" собирается воплощать задуманное в жизнь?
Главным средством для ускорения атомных работ С. Кириенко и его советники видят в проведении срочной и кардинальной реформы всей структуры "Росатома", главной целью которой станет выделение из нее так называемого ядерно-энергетического блока, или открытого акционерного общества под условным названием "Росатомпром". Новое ОАО объединит под своим крылом всю доходную часть атомной отрасли - ядерный топливный цикл, атомное машиностроение, атомное строительство за рубежом и эксплуатирующую компанию "Росэнергоатом". Что до науки, ядерно-оружейного комплекса и утилизации ОЯТ и радиоактивных отходов, то эти направления, по мнению Кириенко, должны отойти в ведение государства, которому отныне придется изыскивать у себя средства для их достойного содержания.
По мнению критиков Кириенко - как в атомной среде, так и вне ее, - простота предлагаемого решения оказалась хуже воровства. Предлагаемая схема может поставить под угрозу ядерный щит России. Перевод обращения и утилизации ОЯТ на худосочные бюджетные хлеба закладывает под атомную отрасль мину замедленного действия - ведь, как известно, вопросом номер один для всей атомной энергетики в мировом масштабе является именно судьба отработавшего топлива. Кроме того, предлагаемое фактическое разделение атомного комплекса России на военную и гражданскую составляющие, без сомнения, окажется крайне болезненным - ведь исторически оборонные и мирные направления находятся в тесном переплетении друг с другом на большинстве российских атомных научно-исследовательских центров и топливных предприятий.
Интересно отметить, что одновременно с Россией задачу разделения своей атомной отрасли собирается решать и Индия. Но для азиатского гиганта разделение стало не добровольным, а вынужденным шагом, предпринятым под нажимом Соединенных Штатов, - Вашингтон поставил соответствующее условие перед Дели при заключении двустороннего соглашения о сотрудничестве в ядерной области. Можно упомянуть и то, что, в отличие от Кириенко, индийцы не собираются спешить с реформированием; напротив, после отчаянного многомесячного торга с американцами они добились принятия растянутого на несколько лет графика разделения.
Проблемы военного атома и обращения с ОЯТ оказались не единственными темами для критики предлагаемой Кириенко реформы "Росатома". В новой структуре не видно места для подготовки кадров для атомной энергетики - от строительных рабочих и монтажников до операторов АЭС. Полностью обходится проблема слабости производственной базы атомного машиностроения, что породило к жизни очень неприятные подозрения о возможном появлении на российском рынке иностранных атомных компаний, в первую очередь французов из группы AREVA и американцев из корпорации "Вестингауз". Очень хорошо просматривается и желание Кириенко убрать из доходной части - ОАО "Росатомпром" - затраты на вывод АЭС из эксплуатации, которые могут в несколько раз превысить затраты на строительство новых блоков.
Очень много вопросов вызывает и судьба перспективных реакторных направлений. В первую очередь - это реакторы-размножители на быстрых нейтронах (как уже существующие аппараты с натриевым теплоносителем, так и имеющие своих сторонников свинцово-охлаждаемые установки типа БРЕСТ). Немало средств, источник которых по предлагаемой реформе остается неизвестным, потребует и развитие высокотемпературных ядерных реакторов, которые, в отличие от ныне эксплуатирующихся в России ВВЭР и РБМК, могут давать на выходе нагретый до 1000 и более градусов газ.
Неудивительно, что столь бурная критика подготовленного Кириенко и его советниками проекта реформирования "Росатома" привела не только к задержке с ее прохождением через разнообразные властные структуры, но и вызвала в российских СМИ дискуссию об истинных целях новой атомной управленческой команды. Кроме традиционных обвинений в чрезмерной лояльности бывшего премьер-министра к Анатолию Чубайсу появились также предположения о его намерениях финансировать предвыборную кампанию одного из кандидатов на пост президента России в 2008 году и даже о стремлении самого Кириенко подготовить финансовое обеспечение своей собственной политической карьеры.
Конечно, сегодня невозможно дать правильный ответ на вопрос, что стоит за планами Сергея Владиленовича - искреннее желание вывести атомную отрасль России из тупика или, по выражению его критиков, необходимость "организовать правильный распил атомных миллиардов"? Не исключено, однако, что ответ окажется известным уже в ближайшем будущем. В 2007 году правительство России выделило 18 млрд рублей на достройку трех энергоблоков (Ростов-2, Калинин-4 и реактор БН-800 на Белоярской АЭС), а также на начало строительства Нововоронежской АЭС-2, так называемой станции замещения, предназначенной для восполнения выводимых из эксплуатации атомных мощностей.
То, насколько успешно и эффективно будут осваиваться в 2007 году выделенные на строительство АЭС казенные средства, станет хорошим индикатором для понимания искренности и серьезности амбициозных планов С. Кириенко по российскому атомному ренессансу.
ИСТОЧНИК: Экономика и ТЭК сегодня, Александр Уваров