Зигзаги судьбы Приаргунского комбината

Строительство промышленного комплекса потребовало мобилизации значительных материальных и людских ресурсов СССР и продолжалось 12 лет. С началом возведения промышленных объектов стал развиваться и город. Можно без преувеличения сказать, что жизнь Краснокаменска - второго по величине города Забайкалья, уступающего по численности только областному центру, зависит от результатов деятельности предприятия. В день праздника вы увидите на улицах и площадях города нарядных, веселых, улыбающихся людей. Они не любят жаловаться на сложности. Но ведь и так понятно, какой у них труд - нелегкий, а порой и опасный. В свое время об этом предприятии, его роли в экономике и обороноспособности страны говорилось мало. Я часто вспоминаю высказывания на совещаниях первого директора предприятия, его основателя, Героя социалистического труда, доктора технических наук Сталя Покровского. Он искренне гордился тем, что "трудящиеся комбината обеспечили Советскому Союзу и России ядерный щит, поставляли и будут поставлять основную часть урана для мирных целей атомной энергетики". Действительно, конечная продукция предприятия имеет исключительно важное значение для поддержания обороноспособности страны и использования атома в мирных целях.

Объединение отмечено многочисленными правительственными наградами. Труд работников предприятия, не побоюсь громких слов, я хотел бы назвать героическим, на грани самопожертвования.

В настоящее время промышленный комплекс успешно работает и развивается под руководством доктора технических наук Валерия Литвиненко. Можно отметить стабильность предприятия, то, что его коллектив уверенно смотрит в завтра. Но так было не всегда....

На краю гибели

В 1996-1997 годах сложилась крайне опасная ситуация, когда могла быть прекращена деятельность уранодобывающей отрасли. Единственное предприятие по добыче и переработке урановых руд "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" оказалось на грани остановки и развала из-за отсутствия госзаказа, денежной поддержки ее стороны Минатома и Правительства России. В тот период в России остановились и распались сотни крупных, необходимых стране предприятий. Объединение было на краю гибели. Отдельными руководителями Минатома высказывалось ошибочное мнение о возможности закупки "дешевого" сырья для атомной промышленности России за рубежом. Складские запасы этой продукции расходовались и не пополнялись с 1991 года. Для сохранения уникального промышленного комплекса, построенного на базе богатейших в стране запасов урана, предприятие было вынуждено всю производимую продукцию продавать за границу.

При таком отношении Минатома и Правительства РФ к проблеме добычи урана в стране возникла угроза остановки предприятия и отрасли. Все это могло привести к мощному социальному взрыву в Читинской области, развалу города Краснокаменска и громадным, невосполнимым потерям для атомной энергетики государства.

К счастью, этого не произошло. Должное понимание и поддержку в этой сложной обстановке генеральный директор предприятия Сталь Покровский, а затем, после его смерти и Валерий Ларин получили у Губернатора Читинской области Равиля Гениатулина, его заместителя Вячеслава Петухова, которые лично принимали участие в нормализации ситуации по выходу предприятия из кризиса. Также весомая поддержка оказывалась комбинату руководством регионального управления ФСБ РФ по Читинской области.

Как спасали ОАО ППГХО

Впервые письменная информация о сложной обстановке на ППГХО мною после согласования со Сталем Покровским в декабре 1996 года была доложена Председателю Правительства РФ и руководителю администрации Президента РФ. В конце декабря 1996 года Правительство РФ оказало объединению помощь, выделив из государственного запаса значительное количество природного урана для реализации его на внешнем рынке. Но для полной стабилизации обстановки этих средств было явно недостаточно. Привлекаемые кредиты использовались для погашения просроченных, выплаты процентов по ним и выдачи заработной платы. В интересах экономической стабилизации отрасли, локализации волнений в шахтерских коллективах и забастовок генеральным директором Валерием Лариным, председателем группового профсоюзного комитета АООТ ППГХО Юрием Лосским с привлечением специалистов объединения была организована большая информационная работа.

В частности, директору по науке Василию Овсейчуку, главному технологу Валерию Литвиненко, директору по экономике Александру Мишарину и мне, в ту пору директору по режиму, было поручено подготовить обстоятельную аналитическую записку о положении дел на предприятии с предложениями по выводу его из экономического кризиса для представителей высших инстанций страны.

Такой документ о необходимости поддержки уранодобывающего предприятия специалистами был подготовлен и согласован с Губернатором Читинской области Равилем Гениатулиным, которым указанные материалы были дополнены и доложены в Правительство России.

В июне 1998 года из Правительства России последовала реакция на обращение Губернатора Читинской области в форме указания Министру РФ по атомной энергии Евгению Адамову на необходимость поддержки объединения и решения организационных вопросов интеграции предприятия в топливно-ядерный комплекс.

В это же время Территориальной профсоюзной организацией были направлены письма в адрес Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, Министра РФ по атомной энергии. В одном из них на имя Министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова сообщалось, что " социальная напряженность в коллективах объединения резко возросла, полностью остановлены подземные горные работы. Шахтеры выдвигают требования погашения всей задолженности по зарплате за январь-май 1998 года и Вашего приезда в г. Краснокаменск....". Работа по поддержке предприятия продолжалась и через депутатов Государственной Думы. Активную помощь в этом оказывал депутат Госдумы Виктор .Колесников, который совместно с членами комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике в декабре 1998 года подготовил проект Постановления Государственной Думы, проект Федерального Закона "Об установлении особого режима налогообложения и иных мер государственной поддержки социально-экономического развития города Краснокаменска Читинской области".

Информация о сложном положении в объединении была дополнительно доведена в марте 1999 года до Председателя Правительства РФ Евгения Примакова, председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева. Хотя указанный Федеральный Закон и не был поддержан Правительством РФ, однако Минатом России был проинформирован депутатами и генеральным директором обо всех наших проблемах.

Благодаря слаженной информационной работе всех ветвей власти и руководителей объединения, помощь предприятию была оказана, многие трудности удалось преодолеть.

С учетом новой федеральной целевой программы развития атомного энергетического комплекса, о которой сообщалось руководителем Федерального агентства по атомной энергии Сергеем Кириенко на страницах "Российской газеты" в июле 2006 года, перспективы дальнейшего развития у ОАО ППГХО хорошие с учетом возрастающих потребностей страны вприродном уране.

Хочется верить, что трудности останутся в прошлом, и мощное предприятие будет приносить стабильную прибыль государству и служить оплотом надежности родному городу и региону.В преддверие профессионального праздника хотелось бы поздравить всех шахтеров Забайкалья, их родных и близких и пожелать дальнейших успехов в труде, семейного благополучия и крепкого здоровья.

Роман Соболев - советник мэра города Читы по безопасности.

ИСТОЧНИК: www.Chekist.ru, Роман Соболев

Темы: Россия, История, Уран, ЯТЦ


Rambler's Top100 Rambler's Top100